Gerbalayf-kupit.ru

Любительский блог

Эскадренные миноносцы проекта 45
типа «Опытный»
Головной корабль проекта ЭМ «Опытный», Нева, 1949 год
Основная информация
Тип ЭМ
Государство флага СССР
Принадлежность БФ ВМФ СССР
Верфь ССЗ им. Жданова[1], Санкт-Петербург
Параметры
Водоизмещение 2 016 т[2]
Длина 113,5 м
Ширина 10,2 м
Осадка по КВЛ: 4,6 м
Технические данные
Силовая установка ПТУ
Мощность 70 000 л. с.
Скорость проектная 42,0 узл.,
практически 40,0 узл.
Дальность плавания 1 370 миль на 18,0 узлах
Экипаж 262
Вооружение
Артиллерийское вооружение 3x2 130-мм Б-31
1x1 21-К
Торпедно-минное вооружение 2х4 533-мм ТА

Эскадренные миноносцы проекта 45, известные также как тип «Опытный» — корабль типаэскадренные миноносцы, построенный для Советского Военно-Морского Флота в 1940-х годах. Проект 45 должен был стать усовершенствованием проекта 7, но из-за выявленного ряда недостатков, строительство ограничилось только экспериментальным кораблём — головной корабль «Опытный».

Содержание

История

В 1934 году по инициативе начальника Центрального конструк­торского бюро спецсудостроения (ЦКБС-1) В. Л. Бжезинского был разработан эскиз­ный проект экспериментального эскад­ренного миноносца с котлотурбинной установкой (КТУ), работающей на паре повы­шенных параметров.

Идея применения такой КТУ возникла у Бжезинского в результате изучения опыта немецких конструкторов во время командировок в Германию в 19301932 годах. Свя­занные ограничениями Версаля, немцы вынуждены были для соблюдения до­говорного предела водоизмещения своих кораблей искать способы радикального снижения относительной массы КТУ. Они продвигались в направлении создания мощных и компактных турбинных агрегатов, рассчитанных на питание от полупрямоточных котлов системы Ваг­нера[3].

В СССР над прямоточными кот­лами работал известный теплотехник профессор Леонид Константинович Рамзина. Таким образом, механическую ус­тановку экспериментального эсминца ЦКБС-1 проектировало под корабель­ные котлы именно этой системы. Так, в частности, котлы системы Рамзина выдавали давление пара в 75 атмосфер, когда как котлы эсминцев проекта 7 — всего 26—27 атмосфер[4].

Полученный в результате применения новой энергети­ки выигрыш в водоизмещении было решено использовать на усиление воо­ружения. Если в первоначальном пред­ложении ЦКБС-1 артиллерия и тор­педное вооружение корабля повторяли вооружение серийных эсминцев проекта 7, то в 1935 году на чертежах появля­ются две башенные установки с двумя 130-мм орудиями в каждой.

Необходимость защиты расчетов артустановок и торпедных аппаратов от осколков снарядов и воздействия волн и брызг была очевидна как для моряков, так и для конструкторов: обслужива­ние артиллерии и торпедного оружия на узкой качающейся палубе при силь­ном встречном ветре (15—20 метров в секунду) тре­бовало особого мастерства и сопрово­ждалось значительными трудностями.

Первыми шаг в этом направлении сделали японские ко­раблестроители — на эсминцах типа «Фубуки» (яп. 吹雪, англ. Fubuki). Они разместили главный калибр ар­тиллерийского комплекса, состоящий из шести 127-мм орудий, в защищенных противоосколочной бро­ней башенных установках (включая легкое бронирование боевой рубки и постов управления торпедной стрельбой). Японцы достигли желаемого сочетания мощного артиллерийского и торпедного вооружения и достаточной защиты, принеся в жертву высокую скорость хода (проектная скорость полного хода «Фубуки» была ограничена 34 узлами). Появление новых японских эсминцев (весной 1928 года первым эсминцем такого рода, появившемся в строю, стал «Хатзуюки» (англ. Hatzuyki)) не ускользнуло от внимания других стран.

Поэтому в ЦКБС-1 было принято решение использовать экономию водоизмещения советского экспериментального эсминца для апробации ба­шенной артиллерии главного калибра. Специально для этого Артил­лерийский научно-исследовательский морской институт (АНИМИ) выдал промышленности ТТЗ на проектирова­ние башенной установки Б-31 с двумя 130-мм орудиями. Корабль предпола­галось вооружить тремя такими уста­новками — одной на полубаке и двумя в корме (в отличие от ли­нейно-возвышенной схемы размещения башен в носу).

Также, вместо трёхтрубных торпедных аппаратов, используемых на кораблях проекта 7, на новом «проекте 45» экспериментального эскадренно­го миноносца было принято решение установить два пятитрубных. Так как занимаемый ими объем и увеличение массы корабля перекрыли практически все свободные резервы, зенитное вооружение ограничили двумя 45-мм орудиями.

И хотя в проекте предлагались многие пе­редовые технические решения (большой объем сварки корпусных кон­струкций, электроэнергетическая уста­новка на переменном токе, высо­кооборотные вспомогательные турбин­ные механизмы), эсминец «Серго Орджоникидзе» до начала войны так и не вошел в состав флота, а установ­ленное на нём вооружение практически ничем не отличалось от проекта 7[5].

Тактико-технические характеристики

Энергетическая установка

Для снижения удельной ГЭУ и достижения проектной скорости в 42,0 узла, была спроектирована котлотурбинная установка на высоких параметрах пара, достигаемых благодаря использованию прямоточных котлов системы профессора Л. К. Рамзина.

К началу 40-х годов XX века аналогичные котлы успешно эксплуатировались в стационарных условиях, но работа при переменных нагрузках требовала применения системы автоматического управления. Было решено закупить приборы за рубежом.

В результате, неработоспособность приборов автоматики, закупленных в Германии, и задержка создания отечественной аппаратуры привели к тому, что к началу войны ГЭУ так и не была отлажена[6].

Вооружение

Уменьшение удельной массы ГЭУ позволяло ощутимо усилить вооружение эсминцев проекта 45, по сравнению с вооружением проекта 7. Согласно данным проекта, на корабле должны были быть установлены двухорудийные башни Б-31 по схеме 1 х 2 + 2 х 2 (то есть две башни на корме, одна — на носу). Аналогичная схема размещения была реализована на японских эсминцах типа «Фубуки». Однако разработка Б-31 так и не вышла из стадии эскизного проектирования.

По проекту, вооружение корабля должны были составить:

  • Главный калибр: двухорудийные башни 130-мм пушки Б-31;
  • Одна 45-мм автоматическая пушка;
  • Два 12,7-мм пулемёта.

Фактически же, на «Опытном» установили:

Помимо это на борту были установлены два четырёхствольных 533-мм торпедных аппарата и два бомбосбрасывателя, под имевшиеся на борту 60 мин КБ.

См. также

Примечания

  1. № 190 Северная судостроительная верфь, г. Ленинград  (рус.). Каталог стапельных (заводских) номеров кораблей и судов ВМФ СССР и России. Военно-Морская коллекция. Архивировано из первоисточника 2 апреля 2012. Проверено 17 июля 2009.
  2. Тактико-технические характеристики  (рус.). Эскадренный миноносец проекта 45. Военно-Морская коллекция. Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 14 августа 2009.
  3. Энергетическая установка // Эсминцы типа «Леберехт Маасс» : Журнал «Морская коллекция». — 2004. — № 5.
  4. Эскадренный миноносец «Опытный»  (рус.). Эсминцы. Военный Флот России.(недоступная ссылка — история) Проверено 14 августа 2009.
  5. Глава 1. Эсминцы в советском флоте в довоенный период  (рус.). Эскадренные миноносцы типа «Смелый». Проект 30бис.. Военно-Морская коллекция. Архивировано из первоисточника 6 апреля 2012. Проверено 14 августа 2009.
  6. Эскадренный миноносец "Опытный"  (рус.). Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ. Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 14 августа 2009.
  7. Б-13: 130-мм корабельное орудие  (рус.). Артиллерия Черноморского флота. ИР Черноморский Флот. Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 14 августа 2009.
  8. 21-К: 45-мм зенитное орудие  (рус.). Артиллерия Черноморского флота. ИР Черноморский Флот. Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 14 августа 2009.
  9. 70-К: 37-мм зенитное орудие  (рус.). Артиллерия Черноморского флота. ИР Черноморский Флот. Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 14 августа 2009.

Литература

  • Суперэсминцы «Большого флота» (рус.) // Моделист-конструктор : Журнал. — 2001. — № 11.
  • Книга 1 (рус.) // Борьба за Советскую Прибалтику в Великой Отечественной войне 1941-1945 : В трёх книгах. / Составители Гурин Г. А., Орлов К. Л., Смирнов А. А.. — Рига: Лиесма, 1966. — Т. 1.