Gerbalayf-kupit.ru

Любительский блог

Метки: Славянофил это что, славянофил 1830-1850 хомяков, славянофил видео, кавелин к д славянофил, славянофил павлов.

Славянофи́льство — литературно-философское течение общественной мысли[1], оформившееся в 40—х годах XIX века[2], представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии[1].

Течение возникло как антипод западничества, сторонники которого выступали за ориентацию России на западноевропейские культурные и идеологические ценности. Как писал Ю. М. Лотман, «Отношение к западному миру было одним из основных вопросов русской культуры на всем протяжении послепетровской эпохи. Можно сказать, что чужая цивилизация выступает для русской культуры как своеобразное зеркало и точка отсчёта, и основной смысл интереса к „чужому“ в России традиционно является методом самопознания»[3]. В то же время Ю. М. Лотман категорически отвергал утверждение, что русские славянофилы — носители «подлинно русских начал», «противостоящие западной цивилизации». По его мнению, истинное славянофильство первой половины XIX века представляло собой «русское отражение идей немецкого романтизма», что, однако, «ни в коей мере не унижает его оригинальности и органичности для России»[3].

Ю. М. Лотман писал:

По своей природе классическое славянофильство - одно из течений европейского романтизма - порождено страстным порывом «найти себя». Такая постановка вопроса уже подразумевала исходную потерю себя, потерю связи с народом и его глубинной культурой, тем, что ещё предстоит обрести и положить во главу угла. Классическое славянофильство, по сути, было идеей движения к новому под флагом старого. В дальнейшем этому романтическому утопизму предстояло пережить трансформации, которые изменили такие его основы, как ориентация на немецкую философию, критическое отношение к реальному для той эпохи политическому строю России, вражда к государственному бюрократизму.
Таким образом, исходно славянофильство было движением теоретическим. Противники славянофилов неоднократно создавали образ русского дворянского интеллигента, пропитанного немецкими романтическими идеями и мучительно переживающего конфликт между своим идеалом русского крестьянина и реальным, непонятным и чуждым ему мужиком, который принимает одетого в «русские одежды» барина за ряженого, никак не отождествляя его ни с собой, ни со своими идеалами[3].

Наибольшее развитие славянофильское мировоззрение приобрело в конце XIX века, в период правления Александра III.

Содержание

Представители

Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) заявляли о наличии у России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, В. И. Даль, Н. М. Языков.

Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли правоверия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.

И. В. Киреевский писал:

Всё, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, всё, что даёт ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, всё то искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений.

Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы представляли идеи русского возрождения и славянского единства.

Славянофилы в печати

Долгое время у славянофилов не было своего печатного органа. Статьи славянофилов выходили в «Москвитянине», а также в различных сборниках — «Синбирский сборник» (1844), «Сборник исторических и статистических сведений о России и народах ей единоверных и единоплеменных» (1845), «Московские сборники» (1846, 1847, 1852). Свои газеты и журналы славянофилы стали издавать только с середины 1850-х, но и тогда подвергались разным цензурным ограничениям и притеснениям. Славянофилы издавали журналы: «Русская беседа» (1856—1860), «Сельское благоустройство» (1858—1859); газеты: «Молва» (1857), «Парус» (1859), «День» (1861—1865), «Москва» (1867—1868), «Москвич» (1867—1868), «Русь» (1880—1885).

Значение славянофильства

Славянофильство представляло собой мощное общественное и интеллектуальное движение, выступившее своеобразной реакцией на начавшееся ещё в эпоху Петра I внедрение в России западных ценностей. Славянофилы стремились показать, что западные ценности не могут в полной мере прижиться на российской почве и как минимум нуждаются в некоторой адаптации. Призывая людей обратиться к своим историческим основам, традициям и идеалам, славянофилы способствовали пробуждению национального сознания. Многое ими было сделано для собирания и сохранения памятников русской культуры и языка (Собрание народных песен П. В. Киреевского, Словарь живого великорусского языка В. И. Даля). Славянофилы-историки (Беляев, Самарин и др.) заложили основу научного изучения русского крестьянства, в том числе его духовных основ. Огромный вклад славянофилы внесли в развитие общеславянских связей и славянское единство. Именно им принадлежала главная роль в создании и деятельности славянских комитетов в России в 1858—1878 гг.

При этом, по выражению русского философа второй половины XIX века В. С. Соловьёва, противники «западничества» «отделывались от обязанности совместного культурного труда с прочими народами» «произвольным утверждением о «гниении Запада» и бессодержательными прорицаниями об исключительно великих судьбах России». Когда же эти идеализированные представления и пророчества изначального славянофильства бесследно испарились, их сменил «безыдейный и низменный национализм».

См. также

Примечания

  1. ↑ К характеристике славянофильства. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, т. 8, № 4, 2008. С. 151—157.
  2. Православный тип личности в философском наследии славянофилов. Вестник Майкопского государственного технологического университета, № 3, 2009. С. 27—30.
  3. ↑ Лотман Ю. М. СОВРЕМЕННОСТЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. «Знамя». — М., 1997, № 9

Литература

  • Данилевский Н. Я. «Россия и Европа».
  • Липич Т. И. К характеристике славянофильства. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, т. 8, № 4, 2008. С. 151—157.
  • Рыкова Е. Русское масонство и славянофильство: точки соприкосновения (И. П. Тургенев, Н. В. Гоголь, Аксаковы) // Вторые Аксаковские чтения: Сб. матер. Всеросс. науч. конф. — Ульяновск: УлГУ, 2006, с. 142—149.
  • Сильнова Е. И. Идея соборности и проблема социальной интеграции в учении славянофилов. Философия и общество, № 4, 2006. С. 112—124.
  • Скоробогатько Н. В. Историко философские очерки о ранних славянофилах. Философское образование, № 16, 2007. С. 11—22.
  • Скоробогатько Н. В. Историко философские очерки о ранних славянофилах. Философское образование, № 17, 2007. С. 3—13.
  • Скоробогатько Н. В. Историко философские очерки о ранних славянофилах. Философское образование, № 18, 2008. С. 3—12.
  • Тростников В. Рыцарь русского патриотизма. Русский Дом, № 10, 2010.
  • Тростников В. Славянофилы становятся нашими современниками. Русский Дом, № 5, 2009.
  • Черномырдин M.B. Славянофилы в «Воспоминаниях» П. И. Бартенева. Проблемы истории, филологии, культуры, № 18, 2007. С. 147—154.

Ссылки

  • Подборка статей о славянофильстве
  • Русская философия XIX в. Славянофилы и западники (Чаадаев, Хомяков, Герцен).
  • Портал панславянистов


Tags: Славянофил это что, славянофил 1830-1850 хомяков, славянофил видео, кавелин к д славянофил, славянофил павлов.