Gerbalayf-kupit.ru

Любительский блог

Девять дней одного года
Жанр

киноповесть

Режиссёр

Михаил Ромм

Автор
сценария

Михаил Ромм
Даниил Храбровицкий

В главных
ролях

Алексей Баталов
Иннокентий Смоктуновский
Татьяна Лаврова

Оператор

Герман Лавров

Композитор

Джон Тер-Татевосян

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

111 мин

Страна

 СССР

Год

1962

IMDb

ID 0054803

«Де́вять дней одного́ го́да» — художественный фильм, драма 1962 года режиссёра Михаила Ромма. Сюжет посвящён работе физиков-ядерщиков и частично основан на реальных событиях. Одна из наиболее значимых советских картин 1960-х годов. Лучший фильм 1962 года по опросу журнала «Советский экран».

Содержание

Сюжет

Действие этой киноповести происходит в 1960-е годы. Молодые ученые-ядерщики, одержимый экспериментатор Гусев (Баталов) и скептически настроенный физик-теоретик Куликов (Смоктуновский), — давние друзья, влюблённые в одну девушку по имени Лёля (Татьяна Лаврова). Физик-атомщик Гусев возглавляет научные изыскания, начатые его учителем Синцовым (Плотников), который в результате эксперимента получил смертельную дозу радиации. Облучён и Гусев. Врачи предупреждают об опасности, но, понимая важность своей работы, ученый продолжает опыты. После ряда неудач обращается за помощью к Куликову, талантливому теоретику, другу. При проведении эксперимента, закончившегося успешно, Гусев получает новую дозу облучения. Скрывает это ото всех, даже от Лёли, ставшей его женой, которая неверно истолковывает его замкнутость. Работу продолжает Куликов. Он полагает, что открытый Гусевым эффект — значительный вклад в науку. Гусев решает бороться до конца и настаивает на проведении ему операции по пересадке костного мозга.

Детали

В ролях

Съёмочная группа

Награды и премии

DVD диск

  • Формат: DVD (PAL) / длительность 105 мин.
  • Цвет : чёрно-белый
  • Дистрибьютор: Крупный план
  • Региональный код: 0 (All)
  • Количество слоев: DVD-5 (1 слой)
  • Звуковые дорожки:
    • Русский Dolby Digital 5.1
    • Русский Dolby Digital 1.0 Mono
  • Формат изображения: Standart 4:3 (1,33:1).[2]

Предыстория

Эпоха хрущевской оттепели нашла непосредственное отражение во многих произведениях литературы и искусства. Мэтры социалистического реализма после XX-го съезда КПСС обращаются к новым темам. Юлий Райзман в 1958 году снял фильм «Коммунист», Иван Пырьев взялся за постановку «Идиота». Классик советского кинематографа Ромм, известный по фильмам «Ленин в 1918 году» и «Ленин в Октябре», в 1960 году начинает работу над сценарием фильма «Девять дней одного года».[3]

Этот период вошёл в историю как противостояние «физиков» и «лириков». Начало 1960-х: первые полёты в космос, военное и мирное использование атомной энергии, открытие трансурановых элементов — все эти темы широко обсуждаются в советской прессе и вызывают неподдельный интерес общественности. Глубокие нравственные вопросы морального облика учёных, занимающихся темой разработки ядерного оружия, важная тема, затронута в этой и многих других советских картинах 1960-х годов (Выбор цели, Укрощение огня).

Работа над картиной

Для фильма с рабочим названием «365 дней» Михаил Ромм собрал совершенно новую команду людей, с которыми он ранее не работал[4].

На главные роли были приглашены популярные актёры Юрий Яковлев и Алексей Баталов. Перед самым началом съёмок Яковлева, попавшего в больницу, пришлось заменить Иннокентием Смоктуновским. На главную женскую роль была приглашена молодая и малоизвестная актриса театра «Современник» Татьяна Лаврова. Роль Лёли стала для Татьяны главной в её кинокарьере, в дальнейшем она посвятила себя главным образом театру[5][6].

Я с огромным интересом работал над образом Дмитрия Гусева. Жизнь этого ученого-атомщика заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом. Роль Гусева особенно привлекает меня тем, что он — человек сегодняшнего дня, глубоко интеллигентный, можно сказать — человек новой советской формации

Алексей Баталов [7]

Сценарий фильма был написан Храбровицким совместно с Роммом. Оператором картины стал также дебютант Герман Лавров. Во многих отношениях картина стала новым словом в советском кинематографе. Специалисты отмечали необычную трактовку музыкальной темы и звукорежиссуры — собственно музыки там почти нет, есть только некое звуковое сопровождение технологического толка. Новым словом в картине также стали и декорации. [7]

Съёмки фильма заняли 6 месяцев. 5 марта 1962 года в московском кинотеатре «Россия» состоялась премьера[8] [4].

В фильме участвовали 7 актёров, которые позднее были удостоены звания народного артиста СССР: Баталов (1976), Смоктуновский (1974), Плотников (1966), Блинников (1963), Гердт (1990), Евстигнеев (1983), Дуров (1990). Режиссёр Михаил Ромм был народным артистом СССР с 1950 года.

Достоверность

События, которые легли в основу сценария, до известной степени реальны. Научным консультантом в картине был лауреат Нобелевской премии по физике 1958 года Игорь Тамм. Конец 1950-х и начало 1960-х время значительных успехов в области управляемого термоядерного синтеза. Тогда начались смелые эксперименты советских учёных на установке МТР. Случай с так называемыми «фальшивыми нейтронами» получил широкую огласку, но в реальности управляемой термоядерной реакции, о которой так мечтал герой фильма Гусев, тогда не произошло.[9]

В целом физическая картина вымышленного эксперимента в фильме отражена достаточно верно. Если бы эксперимент прошёл удачно, то одной из характеристик, по которой можно об этом судить, была бы высокая эмиссия нейтронов.

Ромм пытался в своём фильме показать изнутри жизнь научно-исследовательского ядерного института, пафос и психологию работы над мирной (и — за кулисами — немирной) термоядерной тематикой. Мне первоначально фильм скорее понравился; теперь мне кажется, что его портит слишком большая «условность» большинства ситуаций.

Андрей Сахаров [9]

Проблематика

Карен Шахназаров отозвался о работе Ромма как о «самой шестидесятнической картине». Классик кинематографа личным примером показал, что наступило время нового взгляда на действительность, новых проблем, которые интересуют публику.

Герои картины, учёные отрешённые от мирских проблем и, одновременно, вполне живые люди, которые любят, спорят и учатся. Учитель главного героя погибает во время рискованного эксперимента, но Гусев идёт к цели несмотря ни на какие опасности. Его не интересуют материальные блага или признание и слава. Формально в картине присутствует любовный треугольник, однако романтическая тема уходит на второй план. И дружба и любовь — всё легло на алтарь науки во имя прогресса[10][11].

Построение картины как о девяти днях одного года стало примером нового «бесфабульного» монтажа картины. От классической «линейной» сюжетной последовательности режиссер переходит к новому организующему началу. Разрозненные эпизоды картины объединены только общей авторской идеей[12].

Лента вызвала неоднозначную и подчас резко критическую реакцию уже на этапе работы над сценарием, но риск режиссёра затронувшего новаторскую тему оправдался. Прокатный успех, призы ведущих кинофестивалей, споры в прессе и среди рядовых зрителей — всё это было свидетельством фильма, как культового явления для своего времени.[11]

Фильм остался моментальным снимком исторического мгновения, с его радостной верой в могущество познающего разума; с его надеждой, что главное в жизни человечества случится уже завтра; с его готовностью работать на это завтра до самозабвения и самопожертвования и с его иронией к самому себе, к собственным готовностям. А главное, с его счастливым ощущением обновления.

Майя Туровская [8]

Критик газеты New York Times Дж. Хоберман, сравнивая работу Ромма с картиной «На берегу», отметил объединяющий их мотив негативного настроения и обречённости. Фильм, наряду с такими работами, как «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Гамлет», попал в международный кинопрокат и стал наглядной иллюстрацией оттепели в СССР для иностранного зрителя[13].

Примечания

  1. фильм в энциклопедии km.ru ссылка проверена 16 февраля 2011
  2. Подробно о DVD издании ссылка проверена 16 февраля 2011 года
  3. «Другая история советского кино» Наум Клейман, Бернар Эйзеншиц, Нина Кулиш / «Киноведческие записки» Ссылка проверена 16 февраля 2011 года
  4. ↑ «Девять дней одного года», рецензия на фильм. Андрей Зоркий / сайт Льва Дурова ссылка проверена 15 февраля 2011
  5. биография Иннокентия Смоктуновского на сайте rusactors.ru ссылка проверена 16 февраля 2011
  6. биография Татьяны Лавровой на сайте rusactors.ru ссылка проверена 16 февраля 2011
  7. ↑ «Девять дней одного года», рецензия на фильм 1 // сайт Льва Дурова ссылка проверена 16 февраля 2011
  8. ↑ «Михаил Ромм, или Двадцать пять лет спустя…» // Обыкновенный фашизм. [Сб. СПб, 2006.] Майя Туровская ссылка проверена 16 февраля 2011
  9. ↑ Андрей Дмитриевич Сахаров «Воспоминания» ссылка проверена 16 февраля 2011
  10. рецензия на фильм. Ким Белов. ссылка проверена 15 февраля 2011
  11. ↑ Рецензия на фильм. Телеканал «Россия». ссылка проверена 16 февраля 2011
  12. «Стареют ли фильмы» Виктор Демин // kinoteatr.ru ссылка проверена 16 февраля 2011
  13. «Film; from a soviet era that dared to defy the ruling dogma» Джим Хоберман / New York Times /12 ноября 2000 года / «Советские фильмы, бросившие вызов догматизму» ссылка проверена 16 февраля 2011

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Девять дней одного года
  • «Девять дней одного года» на сайте «Кино России»
  • Фильм на сайте кинотеатр.ру
  • Воспоминания оператора Германа Лаврова